Цифровое кино – неизбежное ближайшее будущее
В марте 1999г. в Лас-Вегасе на ежегодной выставке кинотехники были показаны два варианта MultiPlex - Цифрового Кинопроектора, ознаменовавшего собой переход к эре электронного цифрового кинематографа.
18 ноября 1999г. произошел показ фильма “Star Wars – Episod 1: The Phantom Menace” Джорджа Лукаса на аппаратуре MultiPlex, признанное экспертами беспрецедентным по разрешающей способности и качеству изображения, что подтверждает начавшийся переход от работы с пленочными материалами к полностью цифровой технологии, со всеми вытекающими отсюда последствиями:
- Процедуры изготовления, хранения, тиражирования, транспортирования и показа будет реализовываться, как и современное телевидение, цифровыми средствами и технологиями;
- Создание кинопроекторов сверхвысокого разрешения 2k и более – например цифровой проектор ILK-12K фирмы Hughes JVC Technology имеет разрешение 2000х1280 на чипе D-ILA формата 2048x1536 Q-XGA при 12000 lumen и контрасте 1200:1.
Упомянем, что ведущими фирмами ведутся разработки по технологическим направлениям, дополняющим выше сказанное:
- Создание мониторов супервысокого разрешения в фирме IBM вплоть до 4096 строк (мониторы будущей серии “Rentgen”) - например мониторы серии T221 имеют разрешение более 204 dpi, равное 3840x2400. Создание мониторов сверхвысокого разрешения по новейшим технологиям до 300 dpi фирмы Xerox;
- Создание оптических носителей информации находится на завершающей стадии разработки (емкость более одного терабайта, скорость передачи порядка 1 гигабита в секунду) изделия ожидаются до конца 2002 года.
Автор настоящего проекта видит будущее в максимальном использовании возможностей электронной индустрии для слияния технологий кино- и видео- производств и превращении их в XXI веке в
Цифровое Изобразительное Искусcтво Визуализации.
Для этого необходим адаптивный инструментарий реализации перехода на цифровые технологии сверхвысокого разрешения и стирание граней между киноиндустрией, телевизионным производством и компьютерной техникой.
Перспективы развития цифрового кино высокого разрешения с точки зрения разработчиков телевизионных систем.
Система отображения сверхвысокого разрешения (SHD) |
SHD Спецификация |
Разрешающая способность | 2048x2048 или выше |
Частота кадров | 60 кадров в секунду или выше |
Глубина цвета | 24 разряда на точку RGB или более высокая |
Частота выборки | 357 МГц или выше |
Развертка | прогрессивная |
Форма элемента изображения | квадратная |
|
Исследования и разработки в области SHD начались в 1988 году в NTT Optical Network System Library в Японии. NTT продолжают эти исследования в сотрудничестве с экспертами из Европы, Японии и Америки для создания более дешевых систем SHD и расширения программ.
SHD - продвинутая цифровая система отображения, которая обеспечивает изображение самого высокого доступного сегодня качества. По сравнению с HDTV, SHD обеспечивает вдвое более высокое разрешение, удвоенную частоту кадров и лучшую цветопередачу.
По сравнению с текущим телевизионным стандартом, SHD обеспечивает разрешение в 14 раз большее, удвоенную частоту кадров и намного лучшую цветопередачу. прогрессивная развертка SHD гарантирует отсутствие "дрожания" изображения на экране даже при самых мелких деталях.
Выборка с квадратным элементом изображения гарантирует совместимость системы с изображениями высокого разрешения, используемыми в медицине, искусстве, полиграфии, компьютерной графике и кино. |
Проект D_CINEMA
Адаптивная Цифровая Кино-Система Сверхвысокого Разрешения AS_SHDDС
AS_SHDDC представляет собой комплекс:
Оцифровки, Приема, Хранения, Обработки и Выдачи Цифровой Кино Информации
сверхвысокого разрешения для кино (форматы от 3.5k*2.3k до 6k*4k) в стандарте FVF без потерь и, при необходимости, последующего преобразования цифрового киноматериала в произвольный формат, включая DVD, DVB, HDTV и т.п.
Комплекс обеспечит создание цифровой архивной копии кинофильма без потери качества (разрешение на уровне размера зерна исходного материала) со сроками хранения от 50 до 100 лет и возможностью многократного дублирования данных без потерь, для последующего преобразования в заданный потребительский формат.
Комплекс станет технологической базой для перехода от работы с пленочными материалами к полностью цифровой технологии. Комплекс позволит создавать цифровые хранилища с качеством пленочного оригинала. Гибкость системы обеспечит в дальнейшем поддержку менее разрешающих форматов отображения кино и TV материала.
Программно-аппаратный комплекс, создается в рамках программы, отдельные элементы которой были успешно реализованы и апробированы на работающих объектах и системах:
- Новая Концепция Медицинского Приборостроения -
идеологии адаптивных к задачам и к конечному пользователю электронно-программных архитектур, в которых создается инструментарий для профессионалов прикладной области.
Адаптивность присуща не только по отношению к задачам пользователя, но и к формату представления кино информации, определяемого пользователем и реализуемого программно-аппаратными средствами:
Файл-ВидеоКадр - File-VideoFrame FVF TM
(гибкий стандарт представления информации - собственная разработка авторов проекта).
Реализация Цифровой Кино-Системы AS_SHDDС
AS_SHDDC реализуется как комплекс МногоМашинного Параллельного Процессирования (MMPP), работающий под контролем Гибкой Адаптивной Системой Управления AS_FCС.
Для обращения с произвольным набором цифрового кино материала служит Кино-Навигатор AS_CiNav, работающий под жестким контролем базы данных по технологии Клиент-Сервер, работающей на Аппарате Базы Данных Цифрового Кино AS_DBDC.
В комплексе предусматривается Система Управления Объектами Реального Времени AS_OC-RT - управление программными средствами конфигурируемых модулей на DSP-процессорах, подключенных к аппаратуре через Универсальный Интеллектуальный Интерфейс AS_UII, исполняющих процедуры и вычисления программно-аппаратными методами со скоростью электроники.
Работа в реальном времени предусматривает Систему Обработки Изображений Реального Времени AS_IP-RT, связанная с преобразованием полученных данных для визуализации оцифрованного материала:
- Линейные преобразования - операции коррекции контрастности и яркости сцен в полной битности;
- Нелинейные преобразования - операций коррекции цветности сцен;
- Матричные преобразования – резкость, подчеркивание контуров, фильтрация шумов и т.п.;
- Дисплейные преобразования - вывод в окно дисплея заданного формата и глубины битности.
Работа в режиме псевдо-реального времени предусматривает Система Зонной Обработки Изображений AS_IP-Zn для восстановления или дополнения групп или отдельных кинокадров:
- Нивелирование дефектов и артефактов кинопленки или процесса съемки;
- Наложение компьютерных элементов на цифровой кино материал.
Уровни работы с данными Цифровой Кино-Системы AS_SHDDС
- Уровень реального времени - Временные Хранилища Цифрового Кино AS_RTHDC на матрицах скоростных дисков для доступа к обрабатываемым данным кино в реальном времени, для работы с кинофрагментами на аппаратах:
- Аппарат Оцифровки Кино AS_ADCDC,
- Аппарат Обработки Кино AS_DSPDC.
- Аппарат Визуализации Кино AS_VIDC.
- Аппарат Базы Данных Кино AS_DBDC.
- Уровень псевдо-реального времени - Глобальное Хранилище Цифрового Кино AS_DHDC – многомашинная система дублированного хранения на матрицах дисковых и ленточных накопителей.
Назначение – долговременное хранение исходных цифровых кино материалов и сценариев обработки к ним, хранение специально обработанных фильмов для конечного пользователя в заказанном формате.
- Уровень нереального времени - Оптические Архивы Цифрового Кино AS_OHDC на матрицах оптических дисководов типа 9Gb DVD-RAM, 50GB Blu-ray Disk DVD, или на базе следующих оптических технологий компании Optware, объединяющей принципы голографической памяти и технологии оптических дисков - голографические 12cm диски емкостью более 1TB со скоростью передачи данных порядка 1 Gbps!
Назначение – архивные копии для восстановления Глобального Хранилища Цифрового Кино.
Оборудование интегрируется в Адаптивную Цифровую Кино-Информационную Сеть AS_CINeD технологического процесса приема, подготовки, обработки, хранения, преобразования и выдачи киноматериала.
В результате уменьшается потребность в приобретении дорогостоящих импортных систем и исключение фактора быстрого морального старения закрытого специализированного оборудования.
НПП “КУРС-АС1” берет на себя весь комплекс работ по разработке, созданию, внедрению Адаптивной Цифровой Кино Системы Сверхвысокого Разрешения - AS_DСSHD, с последующим Сервисным Обеспечением и возможностью последующей модернизации / доработки под нужды пользователя.
Технические параметры цифровой киносистемы
P.S.
Ближайшие аналоги цифрового оборудования инофирм позиционируются как телекинодатчик (ТКП) имеют гораздо меньшую разрешающую способностью, обычно не превышающую 2k и не предназначены для создания цифрового архива фильмофонда, имея направленность только для телевизионного вещания вплоть до HDTV. В таких системах отмечается полная недоступность или существенные ограничения по доработке программно-аппаратного обеспечения, особенно при изменении формата кадров по запросу заказчика.
Стоимость профессиональных ТКП (например Spirit DataCine фирмы Philips) от 2-x миллионов долл. США и более за единицу оборудования, и это без стоимости цветовых корректоров (системы цветовой обработки).
|